Детская обида может выражаться различными способами: крики, истерики, слёзы, замыкание в себе и другое.
Каждый ребёнок обижался не раз на окружающих его людей. Но у одних детей обида проходит быстро, и они сразу же переключаются на другие занятия. Такая обида – это нормальный этап в общении. В дальнейшем ребёнок научится справляться со своими эмоциями. Другие же дети обижаются с определённой периодичностью, и каждый раз приступы обиды усиливаются. Такие дети только и ждут удобного случая, чтобы обидеться и продемонстрировать своё состояние окружающим.
К 5 годам ребёнок осознанно формирует в себе обидчивую натуру. Переубедить его непросто.
Часто обидчивость переходит в агрессию, обиженный малыш хочет отомстить своему обидчику, с каждым разом агрессия становится более изощрённой. Кроме агрессии обида связана с демонстративным поведением, ребёнок манипулирует окружающими людьми и пытается получить выгоду в данной ситуации.
Ребёнок склонен к обидчивости, если:
• Он зависит от мнения окружающих.
• Он является героем выдуманных историй и его интересы превыше всего.
• Он сам провоцирует ситуации, в которых всегда обижается.
• Считает себя недооценённым.
• Болезненно переживает успехи и похвалу других детей.
• Никак не воспринимает критику в свою сторону.
• Запоминает и не прощает обиды.
• Демонстрирует свои обиды на публике.
• Манипулирует обидами для достижения своих выгод.
Если ребёнок привык агрессией или слезами реагировать на любую обидную ситуацию, то другие виды реакций ему неизвестны. Задача родителей – научить ребёнка правильно реагировать.
Во-первых, нужно выделить круг лиц, кто обижает ребёнка. Таким образом, ребёнок не будет обижаться на всех сразу и поймёт, что большинство окружающих его людей дружелюбны по отношению к нему.
Во-вторых, научите ребёнка напрямую и корректно реагировать на критику в свой адрес. Ребёнок должен объяснить обидчику, что ему неприятна критика. В большинстве случаев обидчик смягчит своё мнение и не будет обижать.
Если откровенный разговор с обидчиком не принёс результата, можно игнорировать обидные слова. Не все дети могут так поступать, потому что эмоции переполняют их.
В некоторых случаях на обидные слова можно отвечать рифмованной фразой или шуткой.
В крайних случаях сначала нужно два раза предупредить обидчика об ответной физической реакции. Если обидчик продолжает агрессивно себя вести, в третий раз можно его ударить.
Часто ребёнок обижается на мнение окружающих его детей, потому что у него нет друзей. Для начала научите ребёнка дружить.
Объясните своему чаду, что самое главное в жизни – это его мнение о себе самом. Мнение окружающих не всегда бывает объективным.
Чтобы ребёнок умел правильно пережить обидные ситуации, научите правильно строить отношения с окружающими детьми. Постоянно интересуйтесь жизнью ребёнка и проговаривайте вместе все стрессовые ситуации.