Влияние игры на развитие ребёнка

Айрис-класс обучение и развитие детей

Игра – один из способов познания и осмысления окружающего мира. Играя, ребёнок примеряет на себя различные социальные роли, пробует справиться с новыми для него обязанностями. Помимо этого, у дети знакомятся со множеством видов деятельности.

Самое важное, что развивает игра у детей, – это произвольное внимание и память. Ведь играя, ребёнок охотнее запоминает важную информацию, ему удобнее сосредотачиваться тогда, когда для него созданы комфортные условия. К тому же сам процесс игры обязывает малышей обращать внимание на важные предметы, задействованные в игре. Например, детям купили игрушечный телефон. Чтобы вовлечь его в игровой процесс, нужно создать вокруг него атмосферу заинтересованности. Полезно будет взрослому показать деткам, как пользоваться этим мудрёным агрегатом, можно при этом рассказать стишок Чуковского «Телефон». После такой презентации дети с удовольствием займутся изучением аппарата, то есть будут вовлечены в процесс игры, а значит, и запомнят, как называется это устройство, для чего оно нужно и как им надо пользоваться.

Игровая ситуация заставляет ребёнка не только запоминать, но и думать. Иногда, когда под рукой нет нужной игрушки или предмета для игры, дети начинают заменять его другими вещами. В этот момент происходит мыслительный процесс: малыш думает о нужном предмете, действует с ним, как с оригиналом. Часто дети любят скакать на швабре, воображая себя всадниками. Так как не у всех детей есть игрушечная лошадка, то любая палка может подойти для роли коня. В этом случае ребёнок представляет игрушку и поступает с замещаемым предметом так, как если бы это был игрушечный конь. Постепенно игровые манипуляции с предметами прекращаются, и дети учатся действовать с ними в уме. Одновременно с мышлением развивается и творческая направляющая ребёнка. В процессе игры сюжет выдумывается, все события моделируются и продумываются на ходу. В таких условиях у детей появляется понятие о том, что такое представление. Оно развивает креативное мышление у детей, потому что, выбирая определённый сюжет для игры, ребёнок подстраивает его под себя и вносит в него различные изменения.

Играя в большой компании детей, например, в группе в детском саду, каждый малыш пытается понять поведение окружающих в той или иной игровой ситуации. Всё это даёт ему понимание того, как поступать в различных ситуациях, почему нужно поступать хорошо, и как отреагируют дети, если совершить плохой поступок.

Игра – один из доступных и интересных инструментов обучения и воспитания ребёнка. Поэтому во всех детских садах и развивающих центрах большое внимание уделяют именно игровому процессу.